Юбилей писателя. Роберт Стивенсон.
Роберт
Луис Стивенсон (1850—1894) — поэт, романист, новеллист, литературный критик и публицист, родился в семье шотландского инженера. Получив юридическое образование, он пристрастился к путешествиям. Странствовал по Европе и Америке, жил на островах Тихого океана и умер там, вдали от родины.
Он принимал активное участие в борьбе жителей Самоа против немецких колонизаторов, проявляя живой интерес к отечественной истории и творчеству ряда писателей, создав галерею литературных портретов Ф. Марриета, А. Дюма, Ж. Верна и др.
Экзотика и романтика имели для него притягательную силу, что вызвано не столько жаждой необычного, сколько бегством из мира чистогана и фальши. Своей немеркнущей популярностью Роберт Луис Стивенсон обязан поэзии, а также приключенческим романам, сюжеты которых строил на детективных завязках, на опасностях путешествий, на фантастических допущениях.
Образцом приключенческого жанра стал его роман
«Остров сокровищ» (1883), подхвативший и развивший традицию, идущую от «Робинзона Крузо» Д. Дефо, но придав ей иное направление. Юного сына трактирщика Джима Хокинса вовлекает в опасное плавание тайна, связанная с появлением в трактире старого моряка, распевающего зловещую морскую песню. Известие о том, что этот морской волк страшится прихода некоего одноногого человека, и события, последовавшие после его прихода, захватывают Джима настолько, что он покидает родительский кров и отправляется на поиск клада, скрытого знаменитым пиратом Флинтом на далеком острове, затерянном посреди океана. Однако не морские бури, а разнузданная алчность искателей легкой наживы — вот с чем приходится схватиться в первую очередь юному герою, чтобы сохранить свою душевную чистоту и нравственно повзрослеть, разгадать и расстроить козни злодеев.
В романе Роберта Луиса Стивенсона
«Потерпевшие кораблекрушение» (1892) моряки со шхуны «Богатая невеста» попали на необитаемый остров, где находится английский бриг «Летящий по ветру», севший на мель. Загадочна судьба экипажа брига — на отмелях у необитаемого острова происходят необыкновенные события, и одна загадка порождает другую. Участники прибывшей сюда экспедиции знают, что с брига «Летящий по ветру» вместе с его капитаном спаслось всего несколько человек. Имена их были напечатаны в газетах, а скульптор Лауден Додд, организатор экспедиции, видел всех спасенных. Но на покинутом бриге были найдены документы и фотографии команды — и это были совсем другие люди, неизвестные Додду… Разгадка тайны ведет к сатирическому обличению собственничества, когда люди, стремясь к обогащению, готовы на убийство, обман и любое преступление.
Тайной окружены и обстоятельства смерти отца Дика Шелтона, героя романа Стивенсона
«Черная стрела» (1888). Действие его отнесено к XV в., эпохе войн Алой и Белой Розы. Восемнадцатилетний Дик, воспитанник рыцаря Дэниэла Брэкли, попадает в самую гущу событий, аристократических распрей между двумя знатными семействами Йорков и Ланкастеров, претендентов на английский престол. Встреча с предводителем вольных стрелков, окрасивших свои стрелы в черный цвет, вовлекает Дика в сложные ситуации, которые возникают в борьбе с угнетателями народа.
Раздумья над особенностями человеческой природы нашли отражение и в другом романе —
«Владетель Баллантрэ» (1889), последнем законченном большом романе Стивенсона. Автор рассказывает о столкновении двух братьев, один из которых добродетелен, а другой порочен. Но ситуация усугублена тем, что первый ординарен, а второй незауряден. Легкомыслие и беспринципность порождают трагедию в доме их отца лорда Дэррисдира, который душой на стороне династии Стюартов, но боится за свои поместья и не решается порвать с существующим правительством. В итоге происходит раскол в семье: старший сын Джемс отослан на службу к претенденту на престол, а младший сын Генри остается в имении.
В литературном наследии Роберта Стивенсона есть также и другие увлекательные роман, повести и рассказы.
Своими книгами Стивенсон хотел пробудить в людях «живую душу» и в этой устремленности видел горизонты будущей литературы: «К сожалению, все мы в литературе играем на сентиментальной флейте и никто из нас не хочет забить в мужественный барабан».
Книги этого автора есть в фонде нашей библиотеки. Добро пожаловать!